Сказочная русская красавица допетровской эпохи была «Голубой и Белой», но прежде всего она, конечно, обладала прекрасными формами. В наше время это считается скорее минусом, чем плюсом, а тогда все было по-другому.


Большой живот, чтобы много есть и рожать.
Только полная женщина с широкими бедрами, заметно выступающим животом и большой грудью имела больше шансов выносить, родить и выкормить здорового ребенка, и даже не одного, а как положено, около десятка. В то же время даже богатые дворяне периодически приобщались к физическому труду — они умели пользоваться лошадью, а в телеге или повозке могли привезти из колодца коромысло с двумя 12-литровыми ведрами воды. Для этих простых бытовых действий у дамы, даже если ей, скажем, 15 лет, должен быть вес, а значит, много.
Английский врач Самуэль Коллинз, который был личным лекарем второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича Тишайшего, с 1659 по 1666 год, в своем сочинении: «Современное состояние России», 1671 год, описывает нравы русских: «… Женщины считают толстых, (…) красотой, (…) маленькие ноги и стройная осанка вызывают преклонение. (…) Изящных женщин почитают нездоровыми, и потому те, кто от природы не склонен ко всякого рода эпикуриям с намерением впасть в сон, а потом снова пить… «
Большой живот потенциальной невесты допетровской эпохи рассчитывал на ее хорошие детородные функции, она происходила из богатой семьи, где ее хорошо кормили, а значит, была способна к тяжелому физическому труду.
Большой живот и узкая талия.
Вступление Петра I на престол ознаменовалось переломом во многих аспектах жизни российского общества. Став взрослым и независимым самодержцем, он посетил несколько европейских стран. Наряду с нововведениями в строительстве армии, флота и государственного управления, царь привез с Запада и некоторые модные тенденции. Они были только для аристократии и богатых горожан, тогда в жизни крестьян почти ничего не изменилось. Придворные дамы новой столицы Российской империи быстро переняли многие европейские новшества: Теперь необходимо было продемонстрировать фарфоровую бледность, легкость, а также воздушность платья. Период рококо подтвердил привлекательность великих женщин, но в то же время им пришлось бы соблюдать западноевропейскую «хрупкость». Это сочетание можно увидеть в «Портрете императрицы Екатерины I» Генриха Бхаггольца, 1760-1780, Михайловский замок, Санкт-Петербург. Королева изображена в объемном платье с парчовым плащом, под которым угадываются сладострастные бедра и живот. В то же время корсетный верх зрительно сдавливает грудь и конструктивно подчеркивает узкую талию. Знатные женщины XVIII века намеренно рисовали свои фигуры таким образом, чтобы подчеркнуть объемную грудь, большой живот и бедра, одновременно показывая талию, которая указывает на хрупкость и благородство.


У романтичной дворянки нет желудка.
В начале и особенно в середине 19 века мода на женские фигуры изменилась. Это было связано с активным развитием образования среди женщин не только благородного происхождения, но и среди купчих. Эпоха романтизма принесла России множество французских романов, которые знатные и богатые россияне обоих полов тщетно читали в оригинале. Тогда в их понимании сформировался образ новой модницы. И это была не коренастая красавица с большим животом и грудью, а бледная, тонкая, мечтательная девушка, склонная к возлияниям и обморокам. Ради этого молодые россиянки голодали и уменьшали объемы своего тела, прятались от солнца под зонтиками, чтобы сохранить светлый тон кожи и размышляли о родах и материнстве, недостойном настоящей романтической девушки. В этот период медсестры появились в богатых семьях. Благородной женщине не подходит много есть и растить свой живот, чтобы полностью выкормить ребенка грудью. Для этих целей все также выбирали крестьянок, у которых были объемные части тела и хороший аппетит после родов. Богатые русские 19 века и после замужества и рождения детей пытались создать хрупкий, романтический образ, который показан на картинах Кипренского «Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной», 1822 или 1823 год, Русский государственный музей, Санкт-Петербург и «Портрет Екатерины Петровны Ростопчиной», 1809 год, Третьяковская галерея, Москва. Обе женщины среднего возраста и благородного происхождения изображены грустными и худыми и, конечно, не лишенными романтического очарования.
Выпирающий живот вульгарен.
Сословие 19-го и 20-го веков и долгое-долгое время делило россиян на стройных, образованных горожан и пухлых крестьян, которые редко умели читать. Полнота была абсолютно не в моде, а толстушка априори считалась отсталой. Но здоровый румянец и мускулистость вернули ему образ утонченного аристократа. Во многом этому способствовало то, что девушки, причем не только аристократки, стали учиться в благородных пансионах, где иногда требовали ежедневных физических упражнений. А когда модницы с большой грудью и в крайних случаях втягивали ее, выпирающий живот считался крайне вульгарным. С начала века и до революции эталоном женской красоты среди знатных дам считалась княгиня, а затем княжна Зинаида Николаевна Юсупова. Когда смотришь на ее портрет кисти французского художника Франсуа Фльменга «Пелестра», написанный в 1894 году, невозможно не заметить, какой прекрасной физической формой обладает эта женщина. Между тем, на момент написания портрета у принцессы уже было двое сыновей. А 10 лет спустя великий князь Александр Михайлович Романов после костюмированного бала в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге написал следующее: «… Я танцевала все танцы с принцессами Юсуповой (…) Принцессы танцуют лучше, чем любая настоящая балерина…». «До самой смерти в 1939 году Зинаида Николаевна Юсупова сохраняла стройную фигуру.
Сильные мышцы и небольшой живот.
Окончательная победа пролетариата в России в 1920-е годы не вернула в моду крестьянскую женскую полноту. Но постепенно неестественно бледные, коротко стриженные, стройные девушки эпохи немого кино, создававшие свой образ в манере модных парижанок, сменились рыжеволосыми, сильными и широкоплечими комсомольцами. Они активно занимались общественно-политической работой и физкультурой. Этот образ «правильной» советской женщины был создан путем сочетания плотной, крестьянской фигуры с большой грудью и атлетического телосложения бывшей обедневшей воспитанницы аристократического интерната. Советские женщины эпохи социалистического реализма имели крепкие мускулы для построения пролетарского общества, высокую грудь и небольшой живот, чтобы легко рожать новых граждан молодого государства. Художник Александр Дейнека наиболее ярко показал советский народ в своих картинах. В частности, на полотне «Весенняя песня» 1945 года представлены три девушки в легких ситцевых платьях, тугие мускулистые фигуры с маленькими животиками. Их картины источают полноту «правильного» здоровья, необходимого для передовых советских рабочих.

